МеталлыКамень и керамикаДеревоКость и рогРезина, каучук и гуттаперчаСтекло и зеркалаМеха и кожаБумага и папье-машеПищевые продуктыЛекарственные растенияКлеи, замазки и цементЛаки и сургучКремы и аппретурыЧернила и карандашиСмазочные масла и мазиМыло и свечиСредства для стиркиОлифа и краскиТаблицыСловарьРеактивыИнтересные ссылки
домик На главную страницуОтправить письмо





liveinternet

Виды скани

В ваши дни существует множество способов художественной обработки металлов, и художники-любители, имеющие некоторый навык в работе с металлом, вполне могут попробовать свои силы в каком-либо из них.

Наиболее популярной сейчас является скань, или филигрань. Слово филигрань происходит от двух латинских слов — «filum» — нить и «granum» — зерно. На Руси техника филиграни получила свое название от древнеславянского глагола «съкати», т. е. свивать, скручивать, сучить нити. Это слово очень точно передает способ получения скани — две тоненькие проволочки свивают жгутиком.

Различают сканные узоры двух видов: ажурные и фоновые. Ажурная филигрань хорошо просматривается со всех сторон. Фоновая же представляет собой ажурную скань, напаянную на специально подготовленную поверхность — фон. Эти два вида скани могут быть плоскими или объемными.

Ажурная филигрань имеет следующие разновидности.

Плоская ажурная филигрань. Представляет собой кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости.

Ажурная филигрань с эмалью («оконная» эмаль). Проемы, ячейки и пустоты между сканинками заполнены прозрачной эмалью и образуют миниатюрный витраж.

Скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Ее детали образуют трехмерный рельеф.

Сложная, или многоплановая филигрань. Сканный узор в ней состоит из двух и более планов, напаянных один на другой: к нижнему узору, служащему фоном, припаивают рисунок, лежащий в другой плоскости, на этот — третий рисунок и так далее, теперь изделие приобретает трехмерный характер.

Фоновая, или напайная филигрань включает такие разновидности.

Фоновая, или глухая филигрань. Листовой металл, служащий фоном, канфарят, т. е. намечают место, и на него напаивают скань.

Просечная, или выпильная филигрань. Фон после напайки сканного узора выпиливают либо высекают.

Рельефная филигрань по чеканке. Сканный узор напаивают на чеканный рельеф.

Напайная филигрань с эмалью, или перегородчатая эмаль. После припайки все пространство между перегородками, образованными сканью, заполняют эмалью.

Отдельные филигранные части в дальнейшем можно монтировать в объемную композицию. Так изготавливаются ларцы, изображения животных, птиц, подносы, конфетницы и другие изделия.

Автор: Л.А. Чесноков

Читайте еще:

Copyright © 2002-2016 "Кустарь" Все права защищены.